Главная - 1С разработка

1С обмен данными и их правильная настройка

Обмен данными необходим для того, чтобы приложения 1С работали максимально эффективно в интересах предприятия. Правильная настройка этого процесса позволяет организовать полноценное рабочее пространство для работы с информацией. В каких случаях это требуется:

  • компания имеет развитую сеть филиалов. Именно между ними будет оперативно пересылаться информация для обмена. Чаще всего для этого используют встроенный инструмент – распределенные информационные базы (РИБ). Администраторы могут разграничить доступ (в том числе на открытие) к документам на уровне филиала, настроить взаимодействие оптовых и розничных магазинов и так далее. Технически РИБ представляет собой механизм, который срабатывает только при наличии идентичных конфигураций. Принцип построения схемы – древовидный: вверху расположен корневой узел, а ниже – пары соединенных друг с другом узлов. Вносить правки при обмене допускается в каждый узел системы, но нужно понимать, что они передаются на другие, привязанные узлы. Вся информация распространяется в одном направлении – от корневого элемента ко второстепенным;
  • в компании принято несколько видов учета. Соответственно, массивы с данными хранятся в разных БД и выгружаются по необходимости, тогда и происходит обмен.

Какими данными можно оперировать

 

Потенциальные сложности в обмене

На этапе передачи пакетов с данными между разными конфигурациями БД часто возникают проблемы, общие для всех разработчиков и администраторов. Вот самые распространенные варианты:

  • отличается перечень и состав реквизитов;
  • часть объектов – составного типа;
  • некоторые элементы продублированы ранее;
  • справочники заполнялись в двух базах параллельно.

Механизмы, которые используются для обмена

В обмене по умолчанию участвуют две стороны: источник и приемник. Подразумевается, что информация будет передаваться односторонне, хотя возможен и второй вариант, когда обмен выполняется в двух направлениях поочередно. Тогда источник и приемник во второй операции меняются местами.
Общепринятыми являются два механизма: РИБ, который упоминался выше, и универсальный. Первый предназначен для организации работы исключительно на уровне филиалов. Здесь обмен происходит между БД с одинаковыми конфигурациями, а сама процедура выполняется на базе технологической платформы. Второй – универсальный способ обмена среди конфигураций, разработанный программистами. Этот принцип оптимален для прикладных задач и базируется на правилах xml-конвертации. Последние формируются в конфигурации «Конвертация данных». Так можно организовать обмен либо разовый, либо на постоянной основе – все зависит от конкретной задачи.

 

Как организована передача данных: варианты транспорта

С целью обмена используется несколько технологий. Вот некоторые из них:

  • каталог (может быть сетевым или локальным) – наиболее универсальный способ поделиться данными. Одна БД создает новый каталог на выбранном носителе, а вторая направляет туда свои файлы;
  • FTP – способ, во многом похожий на первый вариант обмена, с помощью каталога. Единственное отличие – использование FTP-протокола;
  • e-mail – способ, который предполагает пересылку информации с помощью сообщений электронной почты. Отправителями в данном случае выступают разные конфигурации. Они же на постоянной основе сканируют содержимое электронного ящика на предмет поступления новых сообщений с информацией для обмена;
  • веб-интерфейс – способ, при котором пересылка выполняется через web-службу, которая выступает посредником между информационными базами. В данном способе необходимо заранее настроить и подключить IS или Apache (это и есть веб-сервера);
  • напрямую – этот способ предполагает организацию процедуры обмена через COM-порт. Здесь БД взаимодействуют друг с другом напрямую.

 

Подготовительные мероприятия

Удалите те дубли, в которых больше нет необходимости. Для этого внимательно просмотрите справочники, особенно те, которые перед обменом велись параллельно в разных БД. Далее введите справочники и регистры сведений – у них должен быть один источник. Это поможет исключить некорректную синхронизацию, когда изменения вносятся по-разному в элементы, которые одинаково (только на первый взгляд) настроены.

Правильный обмен базами

обмен данными в 1с схема

Как правильно настроить обмен

На начальном этапе определитесь с базами, между которыми будет происходить непосредственно обмен. Важно каким именно он будет – одно- или двусторонним. Если первый вариант, то какая из баз передает информацию, а какая – принимает. Если у вас разветвленная сеть филиалов, необходимо будет заранее прописать схему построения БД.
На втором этапе определитесь с подходящим форматом. Это может быть универсальный механизм или РИБ, о которых мы говорили выше. Возможна пересылка по правилам обмена или без.
На третьем этапе выберите транспорт для организации обмена. Любой из способов – через каталог, FTP, почтовый клиент, веб-интерфейс или напрямую – подойдет, если вы настроите передачу корректно. Отличаться будет в основном скорость и количество подготовительных мероприятий.
Пятый этап – выбор того, с какими данными вы будете работать в процессе обмена. Чаще всего используются справочники и документы, чуть реже – их отдельные реквизиты.
Шестой этап очень важен, он включает настройку правил синхронизации. И в конце составляется график, по которому функция обмена будет запускаться автономно.

Процедура обмена на примере двух частных конфигураций

Для наглядности обратимся к частному случаю и последовательно настроим процедуру обмена между двумя типовыми конфигурациями – «Управление торговлей» и «Бухгалтерия».
Вначале создаем узлы БД и присваиваем им соответствующие коды: «Управление торговлей» получает уникальный код УП, «Бухгалтерия» – код БП. Далее создаем справочник «Настройка обмена межу БД». Если баз больше, для каждой из них необходимо ввести понятное обозначение и запомнить его. Если в качестве транспорта выбран каталог, e-mail или FTP-сервер, соответствующие изменения нужно внести в обе БД. Если используете прямое подключение или веб-интерфейс, настройка будет односторонней. Учитывайте, что узлом обмена мы называем ту БД, с которой планируется выгрузка. Чтобы завершить процедуру, достаточно нажать соответствующую кнопку запуска. Для автоматизации процесса необходимо перейти на вкладку «Автоматический обмен» и там сформировать новое регламентное задание. Далее система предложит вам определиться с подходящим расписанием.
Можно выполнить все описанные последовательности и не быть при этом специалистом в данной программе, но мы не рекомендуем этого делать. Чтобы получить тот результат от обмена, который вы ожидали, потребуется учесть большое количество нюансов и особенностей работы ПО для учета. Часто проблемы возникают настройке передачи данных, когда в базах много дополнительных реквизитов, не совпадают версии платформы, некоторые конфигурации устарели (версия не обновлена вовремя). Процесс затянется, если предприятие крупное и с разветвленной сетью филиалов.
Ошибка в настройке обмена – это серьезные негативные последствия для автоматизации и работы компании в целом. Поэтому, если у вас нет соответствующего опыта, смело подходите только к простой передаче информации между типовыми конфигурациями. В противном случае обратитесь к специалистам.

+7 495 780-66-50
9:00—19:00